Russian Academy of Sciences in English in Russian isman@ism.ac.ru http://www.ism.ac.ru/
Новости

Интервью Главного редактора Международного журнала «Самораспространяющийся высокотемпературный синтез» академика Александра Мержанова, данное корреспонденту страницы ИСМАН в Интернете «Горячие новости»

Корр. Александр Григорьевич, теперь, после вхождения компании «Allerton Press, Inc.» в холдинг Pleiades, Ваш журнал будет распространяться всемирно известной корпорацией Springer. Как Вы оцениваете эти перемены?

А.М. Положительно. Но, прежде всего, я хочу рассказать Вам и читателям, как наш журнал появился на свет. Идея создать такой журнал пришла в голов J. Kaiser, президенту американской фирмы «Kaiser Research», активно работавшей с рядом Институтов Академии Наук СССР. Он обсудил ее с Вице-президентом издательства «Allerton Press» Майклом Эдвардом, которое занималось переводом русско-язычных журналов на английский язык и распространением их в разных странах. Майклу идея тоже понравилась, и прежде, чем предложить ее мне, Майкл и Джон приехали (в 1991 году) в Алма-Ату (Казахстан) на первый Международный симпозиум по СВС, который мы организовали вместе с профессором Георгием Ксандопуло (Институт проблем горения, Казахстан). На Майкла симпозиум произвел сильное впечатление. Ему понравилось все: проблематика работ, люди, их взаимоотношение, и он уже без раздумий сделал мне предложение выпускать журнал по этой проблеме. Я моментально согласился и, несомненно, поступил правильно.

Корр. Да, конечно. И как же было организована работа?

А.М. Мы создали редакционную коллегию, в которую вошли наиболее авторитетные ученые, работающие в нашей или смежной области. Редакционный груз взяли на себя ученые нашего Института структурной макрокинетики Академии Наук СССР, и к нам в Черноголовку стали присылать статьи. Мы их рецензировали, осуществляли перевод статей на английский язык, составляли очередной выпуск и отсылали статьи в Allerton Press к Майклу. В издательстве подправляли английский язык и далее делали обычную работу, заканчивающуюся выпуском журнала. Мы гордились тем, что наша научная проблема имеет собственный журнал.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить его за смелость и дружную работу. Он обладал обаянием, некоторым шармом. С ним приятно было иметь дело, хотя у нас не все так получалось, как хотелось.

Корр. А что не получилось? Расскажите, если конечно, это не секрет. Ведь Ваш опыт может быть полезен другим.

А.М. Да ничего особенного. Все шло своим ходом. Трудности возникли из-за того, что проблема СВС быстро развивалась, число статей росло по экспоненте, и естественно, что журнал не успевал их все публиковать. Специалисты по СВС стали печататься в других, более престижных журналах, имевших более высокий рейтинг, чем наш (ведь наш журнал был молодой). Мы пытались сами писать хорошие статьи (обзорные, обобщающие, проблемные) и печатать их в нашем журнале, но это не помогло, т.к. причина была в другом. Нам надо было повышать популярность нашего журнала, делать более широкую рекламу, теснее работать с реферативными журналами, помещать лучшие статьи в Интернет. Но мы этого не делали. Точнее, Майкл, т.к. это была его функция. Но он боялся… Боялся, что упадет подписка. Мы же доказывали, что она, если и упадет, то на короткое время, а потом значительно возрастет. Но мы переубедить его не смогли.

Корр. А кто занимался журналом у Вас? Удалось ли Вам создать дружную команду?

А.М. Видите ли, если хотеть и стараться, то многого можно добиться. Конечно, удалось. Душой этой команды был мой старый друг Вадим Барзыкин (увы, безвременно ушедший от нас в мир иной). Это был замечательный человек — честный, надежный, работоспособный. Он легко, с удовольствием работал. Но иногда упрямился, и его трудно было переубедить. Если почему-то он не хотел что-то делать, то надо было потратить много сил, чтобы уговорить его. И если это получалось, то дело он делал на «отлично». Я в таких случаях говорил, используя нашу терминологию, «Вадим иногда плохо воспламеняется, но всегда хорошо горит».

А.С. Рогачев — это заместитель главного редактора по «научной части», отвечает за научный уровень статей. Делает это легко и элегантно, т.к. отлично владеет английским и достаточно эрудирован. И, наконец, А. Е. Сычев — это мотор нашей команды, всегда на переднем крае борьбы с авторами, принимает смело решения, работает с удовольствием.

Мне же досталось стратегическая работа: я определял направление тематических выпусков, организовывал приглашенные статьи и др., а также принимал участие в спорных случаях, если они возникали, принимая окончательное решение по содержанию выпусков.

Ну, а теперь я отвечу на Ваш главный вопрос, как я оцениваю перемены, хотя мой ответ виден из выше изложенного. Не просто положительно, а с удовлетворением и удовольствием. У нашего журнала начинается новая жизнь. И когда я разобрался с новыми возможностями, то понял, что будет интересно всем и читателям, и авторам, и издателям.

Корр. Поздравляю Вас, это очень серьезно!

А.М. Да, это серьезно. И это, конечно, заставляет нас лучше работать, проведя некоторую реорганизацию. Мы должны предъявить более строгие требования к качеству статей (как по содержанию, так и по форме), укрепить «корпус» квалифицированных и принципиальных рецензентов, возобновить связь редакции с оргкомитетами международных симпозиумов по СВС — в общем, сделать все, чтобы достойно выглядеть в семействе журналов, распространяемых консорциумом Springer Понимая, что это огромная работа, ее невозможно хорошо вести силами одной группы научных сотрудников в Черноголовке. Мы решили сделать эксперимент, создав региональные редакции. Их четыре:

  • Европа и Африка, редактор Frederic Bernard; (LRRS UMR 5613 CNRS/Universite de Bourgogne, 9 Avenue A. Savary, BP 47870-21078 Dijon France, Fax: +33 (0) 3 80 39 61 67/Phone: +33 (0) 3 80 39 61 25, e-mail: fbernard@u-bourgogne.fr)
  • Северная и Южная Америка, редактор Alexander Mukasyan Department of Chemical and Biomolecular Engineering, University of Notre Dame, 310 Cushing Hall, Notre Dame, IN 46556 USA, Fax: (574) 631-8366/Phone: (574) 631-9825 e-mail : amoukasi@nd.edu ;
  • Азия и Австралия, редактор Z. Fu, State Key Laboratory of Advanced Technology for Materials Synthesis and Processing, Wuhan University of Technology, Wuhan, 430070 China Fax: +86-27-87879468/Phone: +86 -27-87662983 e-mail: zyfu@public.wh.hb.cn ;
  • Страны бывшего СССР, редактор A. S. Rogachev, Institute of Structural Macrokinetics and Materials Science Russian Academy of Sciences (ISMAN), Institutskaya st., 8, Chernogolovka Moscow region, 142432 Russia. Fax : +7 (495) 9628025/Phone : +7 (495) 9628034 e-mail : rogachev@ism.ac.ru

    Все региональные редакционные коллегии равноправны, но координируются Центральной редакционной коллегии, находящейся в Черноголовке. Условия взаимоотношений региональных отделений уточняются. Удастся ли эксперимент, сумеют ли организовать работу указанные региональные редакторы — покажет время.

    Корр. Мне кажется, что было бы полезно напомнить читателю, что такое СВС, т.к. это интервью могут читать не только специалисты по СВС.

    Я знаю, что в основе СВС лежит научное открытие, которое образно назвали «твердым пламенем», потому что в этом пламени — не газы, как у пороха, а ценные вещества — материалы. Даже простому человеку ясно, что так можно получать материалы. А это, конечно, очень нужно для многих отраслей техники. Быстро и выгодно — вот что очевидно. А то, что в этом процессе можно получить высокое качество, мы Вам поверили. Ну, ясно, что все это надо изучать, а, значит, нужна и наука. А раз практическая выгода есть, то будут и внедрения, и, следовательно, Ваш (или теперь можно сказать «наш») журнал будет нужен читателям во всем мире. И мы готовы найти такие формы работы, чтобы пропагандировать результаты Ваших разработок.

    А.М. Потрясающе просто и понятно. Спасибо Андрей Михайлович! А ведь прошло уже 40 лет с момента открытия явления твердого пламени.

    Корр. Неужели 40! Теперь уже я хочу удивиться.

    А.М. Да, действительно, 40. И в этом году мы планируем провести юбилейные торжества в Черноголовке под эгидой Российской Академии Наук и ее Научного Центра в Черноголовке.

    Корр. А все-таки, число 40 лет впечатляет. Могли ли бы Вы сказать коротко, что сделано за эти годы?

    А.М. В двух словах — не могу, т.к. сделано действительно, немало. Мы ускоренно прошли путь по линии «научное открытие — фундаментальные исследования — прикладные исследования — научно-технические разработки — создание производств — подготовка кадров — коммерциализация — образование мирового сообщества специалистов. Наш коллектив в Черноголовке полностью прошел этот путь от начала до конца, и продолжает идти по нему, другие коллективы проходят отдельные участки пути — большие или малые. Поверьте — это немало даже для такого отрезка времени как 40 лет.

    Корр. А могли ли бы Вы, Александр Григорьевич, сформулировать на Вашем профессиональном языке, что же все-таки сделано за 40 лет. Какую пользу принесло явление твердого пламени и СВС науке и практике. Мне кажется, что в популярное изложение иногда полезно вставлять нечто высокопрофессиональное, мало понятное простому читателю — ведь мы решили опубликовать нашу беседу, и мне не хотелось бы, чтобы носителем интеллектуальности были мои высказывания не специалиста в этой области.

    А.М. Бесконечно! Когда не все понимаешь, то больше уважаешь. Но я постараюсь говорить попроще. Итак.

    Вывод первый. Явление твердого пламени связало («подружило») науку о горении с наукой о материалах. Материаловеды научились произносить слово «горение» не боясь, что у них что-то сгорит, а специалисты по горению — труднопроизносимое слово «материаловедение». Появились новые направления (и выражения):

  • материалообразующие процессы горения;
  • материаловедение продуктов горения.

    Начала развиваться новая область, получившая название «структурная макрокинетика» призванная совместно изучать процессы горения и динамику образования материалов.

    Вывод второй. Обнаружены и исследованы новые, ранее неизвестные явления в горении (спиновые волны, самопроизвольная гомогенизация гетерогенной среды, (капиллярное растекание), плоские фильтрационные волны и др.); развиты новые представления о механизме горения (безгазовое горение, фильтрационное горение, неустойчивое распространение пламени, распространение дискретных волн, волны II-го рода и др.); созданы трехмерные, нестационарные модели горения, обнаружившие новые эффекты (детерминированные и недетерминированные движения очагов химической реакции в волне горения и др.)

    Благодаря этим исследованиям к теории горения, которая в 70-х годах начала испытывать кризис идей, пришло «второе дыхание».

    Вывод третий. Создан метод самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС), открывший новые возможности синтеза неорганических соединений и материалов; синтезировано свыше тысячи соединений и материалов (среди них есть и такие, которые впервые получены методом СВС, и такие, которые хотя и известны, но обладают иными свойствами). Развита методология синтетических работ, основанная на определении оптимальных условий синтеза. Обнаружены новые явления и эффекты (явление самоочистки от примесей, анизотропный эффект), классифицированные различные классы новых реакций горения.

    Вывод четвертый. Разработан принцип альтернативной технологии, согласно которому вместо нагрева от внешних источников энергии используется внутренний саморазогрев за счет тепла химических реакций. Стала популярной лозунговая фраза «не греть, а сжигать». Разработано свыше 30 разновидностей технологических СВС-процессов (ресурсосберегающих и экологически чистых) для получения на основе СВС порошковых, пористых, компактированных и др. материалов, нанесение покрытий, сваривания трудно соединяемых материалов. Создан ряд опытно-промышленных производств. Создано несколько заводов для промышленных производств керамических порошков, азотированных ферросплавов, труб с износостойким внутренним покрытием для перекачки абразивных сред. Несмотря на трудности, некоторые СВС-продукты уже вышли на рынок. Начались индустриализация и коммерциализация СВС.

    Вывод пятый. Образовалось мировое сообщество специалистов по СВС, проводятся международные симпозиумы (в этом году будет проведен уже IХ Международный симпозиум по СВС во Франции), издается специализированный журнал по СВС (наш журнал). Ну, вот, хотел сказать мало, а сказал много, хотя многое и не сказал.

    Корр. Спасибо! В Вашем изложении и непонятное становится понятным.

    А.М. Простите. Хочу два слова добавить. В четь 40-летия СВС, мы намечаем провести в Черноголовке в октябре 2007 г. юбилейные торжества с международной конференцией «История развития СВС в разных странах», на которой представители стран расскажут, как зарождался и развивался СВС в их стране. Такая конференция откроет перед участниками панораму развития СВС. Я многое знаю, но уверен, что и мне будет интересно. Кроме этого на торжествах наиболее отличившимся специалистам по СВС и содействующим развитию этой проблемы, будут вручены персонально юбилейные медали Конечно, времени для организации остается мало (поздно спохватились), но будем стараться.

    Корр. Спасибо за беседу. Я надеюсь, что она будет интересна для наших читателей.

    А.М. Спасибо. Спорить с Вами не буду.

    Дата беседы: 26.01.2007 г.